Джигитовка

Джигитовка — военно-прикладной вид конного спорта, скачка на лошади, во время которой ездок выполняет гимнастические и акробатические трюки.

ИСТОРИЯ ДЖИГИТОВКИ

Само слово джигитовка вошло в русский язык с 18 века, когда казачьи земли окончательно вошли в состав Российской империи, а казаки присягнули на верность Царскому престолу и от мала до велика были введены в служилое сословие. С этого периода заканчивается история вольного казачества и начинается эпоха служения России. Казачьи полки стали активно привлекаться ко всем войнам, которые вела Россия от Европы и Африки до Индии и Японии. Именно казаки познакомили весь мир с этим уникальным искусством, сочетающим в себе лихость и отвагу всадника, владение холодным и огнестрельным оружием и виртуозное управление конём.

Слово Джигит дошло до нас из глубокой древности и сохранилось во многих языках тюркской группы, у народов Кавказа и средней Азии и имеет значение - отважный наездник на лихом коне. Кроме того в ногайском,  уйгурском, караимском, кыпчакском, тарабарском, чагатайском и других языках слово ǯigit означает просто юноша, молодец. Во времена Черкессии на Черноморском побережье Кавказа проживало абазинское племя «Джигеты». В среднеазиатских владениях Российской империи так назывались киргизы и другие кочевники, состоявшие при русских войсках проводниками, посыльными или разведчиками. Кроме того джигит - звание, присваивавшееся нижним чинам некоторых кавказских и туркестанских частей.

Зарождение джигитовки началось ещё в античные времена, наверное с тех самых пор, как человек стал использовать коня не только для хозяйственных нужд или как транспортное средство, а как боевого помощника и сев на коня верхом и взяв в руки оружие, слившись с конём воедино превратился в боевую единицу. С момента появления боевой конницы началась новая эпоха в мировой истории, полная славных походов и великих завоеваний. Самое раннее описание принадлежит древнегреческому историку Ксенофонту, жившему в 4 веке до нашей эры. В своём произведении «Греческая история» он описал многочисленные сражения и военные походы греков, периода расцвета Спарты. Будучи участником и очевидцем многих сражений он описывал различные приёмы изменения положения тела всадника относительно коня во время боя, а так же умение посадить коня перед посадкой в седло. Дион Кассий - римский консул и историк, автор «Римской истории» в 80 книгах, описывает прибытие к римскому императору Адриану царя Иберии (нынешней Грузии). Царь Фарсман и его всадники Хевсуры показали римскому императору особую езду на лошадях. Адриан был настолько восхищен мастерством всадников, что приказал отлить  конную  статую царя Фарсмана. Гордо восседающий на коне, воздвигнутый еще в 136 году, он и по сей день возвышается над Марсовым полем в Риме. Забегая вперёд стоит отметить что много веков спустя Грузины вновь прославили джигитовку, уже на Американском континенте, но об этом позже.

Как часть военного искусство конного воина джигитовка сформировалась всё-таки не в Европе, а в Азии. Великая степь, протянувшаяся от Дикого поля до Монголии, была заселена кочевыми народами, вся жизнь которых проходила верхом на коне. На протяжении тысячелетий Киммерийцы, Скифы, Сарматы, Аланы, Гунны, Половцы, Печенеги, Монголы, Киргизы, Казаки,… сменяя друг друга на исторической арене и проводя всю свою жизнь в боях и походах, ковали и совершенствовали конное боевое искусство. Сегодня благодаря археологии можно проследить эволюцию оружия, снаряжения и амуниции конного воина за последние тысячелетия, а так же узнать о приёмах обращения с лошадью из различных сюжетов, запечатлённых древними мастерами на предметах домашней утвари.

 

Завал жеребца. Фрагмент Скифской амфоры из Чертомлыкского кургана. Серебро, золото. IV ст. до н.э. Стоит отметить что донские казаки и по сей день сохранили этот приём.

Арабский военный трактат 1470 года, (составил Мухаммад ибн Ахи Хозам), содержит множество рисунков с описаниями, на которых кроме боевых элементов есть упражнения для развития смелости и ловкости у воинов. Например скачка стоя на подставке, усыновленной на седле поверх двух сабель, держа в руках пики.

Корейский военный трактат 1789г. «Муйе Добо Тонгжи» относится ко времени правления Маньчжурской династии Цин и даёт более широкое представление об элементах джигитовки того времени. Мы видим скачку стоя, соскок и перескок, висы, обрывы, скачку на двух конях.

Индийский раджпут Сикандар-Сахиб, известный впоследствии как полковник Джеймс Скиннер, соединив восточный стиль верховой езды с тактикой английской кавалерии в 1803г. сумел создать конницу, сыгравшую решающую роль в ходе Англо-Маратхских войн. Полк Скиннера и по сей день находится в составе вооружённых сил Индии. На картинах Джона Рейнольдса изображён сам Скиннер и его воины во время тренировки. Кроме владения оружием мы видим скачку стоя в седле, соскок, вис, и то что сегодня мы называем тентпеггингом.

У многих народов сохранились национальные конные игры, которые можно считать прародителями джигитовки. У казахов это «кумисалу», у киргизов «тыйын-энмей» и заключается в поднимании на полном скаку с земли различных предметов. Грузинская «джирити» включает стрельбу в цель с коня, поднимание с земли папахи и другие упражнения. Подобные состязания когда то бытовали у всех народов Кавказа и Средней Азии.


Джигитовка Лезгин.

Следует подчеркнуть, что несмотря на азиатское происхождение наибольшее развитие джигитовка получила у казаков. Именно казаки, отличаясь высоким индивидуальным боевым мастерством, перенимали, развивали и дополняли джигитовку самыми лихими и эффективными элементами. Не случайно на праздновании столетия императорского конвоя, в котором служили самые именитые кавказские джигиты, перед высочайшими особами и иностранными гостями джигитовку демонстрировали именно казаки. Вот как описывает это событие Галушкин Н.В. в книге «Собственный Его Императорского Величества Конвой»: «в 1911 году во время празднования 100-летия Конвоя лучшие джигиты демонстрировали джигитовку перед Екатерининским дворцом. Государь Император и Цесаревич Алексей имели на себе синий казачий мундир Конвоя. С гиком, стрельбой, стоя на сёдлах и отдавая честь Государю пронеслись казаки по дворцовой площади. Затем по одному полетели обратно, с рубкой лозы и глиняных пирамид. Удары шашкой были настолько точны, что пирамиды оставались стоять не разваливаясь. После последовала вольная и групповая джигитовка. Перед глазами зрителей мелькали казаки, проделывая двойные прыжки, вертушки, скашовки. Конвойцы проносились стоя в седлах, вверх ногами, вскакивали на круп лошади, на карьере снимали седло и мчались стоя на крупе лошади, держа его в руках. Завершилась джигитовка “Римской колесницей” и “трапецией”, вызвавшими удивление и восторг Государя и всех зрителей. Лучшие джигиты были награждены карабинами, охотничьими ружьями, револьверами, шашками, кинжалами и часами.

У казаков джигитовка обрела небывалую популярность, получила развитие и стала такой, кокой мы видим её сегодня. Вот как описал джигитовку донских казаков военно-общественный журнал «Голос казачества» в 1912г.: «На военном поле, около г. Сувалок в Польше, произведена была джигитовка полками 2-й кавалерийской дивизии. Сначала джигитовали кавалеристы, а под конец офицеры и нижние чины 2-го Донского казачьего генерала Самсонова полка. Джигитовка кавалеристов была бесцветной и мало интересной, что же касается казаков, то они положительно превзошли всякие ожидания и отчаянной лихостью удивили как своих сослуживцев, так и многочисленную публику, собравшуюся посмотреть на редкое зрелище. Так называемых «фигур» было бесчисленное множество и разнообразие: скачут рядом два казака и держат на согнутых локтях пику, а третий казак вертится на этой пике как мельница. Скачет шеренга казаков с винтовками, ее преследует другая шеренга с пиками «к бою», вдруг раздается залп из винтовок и преследователи падают на землю, а лошади от них убегают. Сейчас же к упавшим подскакивает третья шеренга, кладет на землю лошадей, взваливает на них своих односумов и быстро, полным карьером увозят товарищей. Вот на небольшой, но плотной лошади стоя скачет громадный казак, вытянувшись во весь свой рост; за плечами у него винтовка, в зубах обнаженный клинок шашки, а пикою он фланкирует и делает всевозможные приемы. Полным карьером мчатся два казака, момент, и один из казаков перелетает на седло к другому, свободная лошадь быстро исчезает. Выезжают три вороных коня, на крайнем сидит вахмистр 5-й сотни, обеими руками берется он за переднюю луку, спускается ногами вниз, бьется ими об землю, делает прыжок и моментально перелетает через среднюю лошадь на третью и опускается в седло; точно также делает вторичный прыжок и опять перескакивает через среднюю лошадь и снова садится на первую. На одной лошади скачут два казака 1-й сотни, один казак сидит на седле, а другой у него на плечах. Этот последний снимает винтовку, стреляет из нее два раза, забрасывает ее за плечи, выхватывает шашку и делает ею уколы и удары. Скачет вторая точно такая же группа, только сидящий на плечах казак поет разудалую песню и играет на балалайке. Стоя на одной лошади скачут два казака. Один из них играет на гармонии, а другой на бубне, ударяя им о свою голову выигрывая довольно веселый мотив песни. На двух лошадях скачут три казака; два из них сидят на седлах, а третий, держится за их плечи и перескакивая с одной лошади на другую, в результате кувыркается через голову. Снова на двух лошадях скачут четыре казака, - два сидят в седлах, третий обвил своими руками и ногами их шеи, а четвертый взобрался на него, сначала спокойно сидит, а потом стреляет в своих преследователей, которые с пиками к бою гонятся за ними. Казаки в полном вооружении соскакивали с лошадей и вскакивали на них с обеих сторон, доставали всевозможные предметы с земли, скакали вверх ногами, вниз головою, делали так называемый уральский прыжок, проделывали «ножницы» и вертушки с клинком в зубах. Джигитовали казаки и целыми сотнями, так называемой «бешеной скачкой», т.е. с гиком, со стрельбою и фланкировкою пик. Одни скакали стоя, другие соскакивали с лошадей и вскакивали на них, третьи доставали землю, четвертые скакали вверх ногами. Глядя на казаков, восторг охватывал душу, не было сил оторваться от ловких, лихих джигитов».

Наполеон Бонапарт в своих воспоминаниях о войне с Россией написал: «казаки имели свою собственную систему подготовки и тренировки боевых коней, но ещё одним секретом их сокрушительных атак была джигитовка…, надо отдать справедливость казакам, это они доставили успех России в этой кампании. Казаки – это самые лучшие лёгкие войска среди всех существующих. Если бы я имел их в своей армии, я прошёл бы с ними весь мир».

Другой знаменитый француз - Каран д’Аш (настоящее имя Эммануил Яковлевич Пуаре) один из родоначальников жанров комикса мультипликации, будучи восхищён джигитовкой донских казаков изобразил их в виде шаржа.

К концу 19 века практически во всех казачьих полках и сотнях, будь то донцы, кубанцы, терцы, астраханцы или уральцы были составлены группы из лучших джигитов.

Донские казаки 15-го Донского казачьего полка в 1896 году под руководством сотника Николая Краснова выработали практические приёмы казачьей боевой джигитовки с оружием и полным вьюком и 1898 году в Одессе выпустили наставление «Казачья джигитовка вольная и с оружием». В 1899 году выходит «Устав строевой казачьей службы», в котором говорится: Ст.205. Цель джигитовки состоит в развитии в казаке смелости и ловкости, а потому джигитовка необходима для каждого казака. Ст.209. Джигитовка разделяется: 1) на обязательную для всех казаков, исполняемую с оружием и походным вьюком; и 2) на вольную, которая может быть без оружия и вьюка. К обязательной джигитовке относились: стрельба с коня и рубка чучел, поднимание предметов с земли, подъем на коня пешего товарища, увоз раненого одним или двумя всадниками, «соскакивание и вскакивание на коня на карьере. К упражнениям вольнойджигитовки относились: джигитовка с пикой, умение положить коня на карьере, скачка о дву-конь и три-конь, пересадкою с одной лошади на другую, скачка группами, скачка стоя, скачка вниз головою, переворачивание на карьере лицом назад и скачка сидя задом наперед, расседлывание коня на скаку. В 1908 году выходит высочайше утвержденное положение военного совета «Об установлении во всех казачьих войсках для малолетков и казаков приготовительного разряда особых призовых состязаний в наездничестве и гимнастике по станицам». Джигитовка становится обязательной в программе подготовке казачат.

После революции 1917 года казачьи территориальные и военные образования были упразднены, а казаки подверглись массовому истреблению и репрессиям. Многие были вынуждены покинуть свою родину. Всё казачье на долгие десятилетия оказалось в нашей стране под запретом, и джигитовка получила своё развитие в «эмиграции». Кубанские казаки полковник Ф.И. Елисеев и Г.А. Солодухин в книге «Джигитовка казаков по белу свету» повествуют о нелёгкой доле, выпавшей казакам на чужбине, посвятившим джигитовке свою жизнь. «В 1925 году на призыв генерала Шкуро в Париж слетелись все лучшие джигиты за рубежом (донцы, калмыки, терцы, кубанцы, астраханцы и пр. ). На стадионе Буффало под взором десятков тысяч глаз в косматых папахах, на гарцующих конях шли 80 джигитов с полковником Елисеевым и лились воинственные казачьи напевы проходившего в строю хора в 100 человек. Так начиналось турне по Франции, Германии, Чехословакии, Австрии, Швейцарии; из Италии казаки плывут в Индию, потом – Малайский полуостров, остров Ява, Гонгконг, Шанхай, Индокитай и королевства Комбоджа и Сиам, Бирма, вновь Индия и Малайский полуостров, Филиппинские острова и остров Суматра. После парада в 1925 году в Париже и турне по Европе Солодухин выбирает свой путь. Он снимается с казаками в Англии в фильме «Наполеон». В 1926 году переезжает в Америку, где купив сообща три автомобиля, казаки, никогда не сидевшие за рулем двинулись за две тысячи миль в Голливуд. Знакомство с Дугласом, Фербенксом и другими американскими «звездами», съемки в фильмах «Воскресенье», «Казаки» по роману Л.Н. Толстого, в ковбойско-индейских фильмах с обучением ковбоев падать на карьере, класть лошадей и многому другому. Потом гастроли по США и Мексике с казачьими танцами и джигитовкой. Лезгинка Солодухина в темноте с горящими кинжалами во рту и руках, и бросание их в цель – вызывала фурор у публики. После присутствие на представлении президента Мексики казаки стали «почетными гостями республики» и получили право на свободное ношение оружия.  Потом работа в крупнейших цирках Америки, театрах и на Всемирной Олимпиаде в 1932 году. Выступления в 100-тысячном «Колизеуме» в Лос-Анжелесе и на выборах президента Ф.Рузвельта. Затем была джигитовка на Гонолулу и Гавайях, шоу в «Мэдисон сквер гарден» с лучшими артистами мира. Когда Ф.Елисеев слез с седла, ему было 56 лет, еще джигитовали в Европе с небольшими группами его сверстники, 73-летние донские казаки есаул Юрков и подхорунжий Пахомов. Как строевые лошади, они втянулись в свою работу десятками лет и старость для них относительна…»  Известный исследователь и историк Дикого Запада Ди Браун писал: «Разнообразные трюки и джигитовку в родео внесли сорвиголова казаки. Заинтересованные этими трюками ковбои по-своему обыгрывали и показывали их Американской публике» (Dee Brown, The American West, New York, 1994).  Баффало Билл в одном интервью говорил: «Казаки самые опытные наездники во всей Европе… Даже наши ковбои восхищаются ими».

В 1883 году в штате Небраска отставной американский военный "Буффало Билл" Коди организовывает шоу под названием "Дикий Запад», с которым гастролирует по Америке и Европе. В 1893 году название было изменено на "Дикий Запад Буффало Билла и лихие наездники всего мира". Репертуар шоу значительно расширился, кроме ставших уже привычными индейцев и ковбоев Буффало Билл привлек к участию в своем представлении арабов, монголов, турок, южноамериканских гаучо и грузин (Гурийцев, выступавших под именем казаков и демонстрировавших джигитовку). Все они выступали в красочных национальных костюмах и даже их лошади были характерных для региона пород. Журналы и газеты тех времен много писали: «Наверное, ни одно из представлений этого шоу не сравнится с выступлениями казаков» (The Republic, 1897г.), «Группа казаков делала такие немыслимые трюки, что волосы вставали дыбом» (The Hartford Daily Courant, 1909г).

Но джигитовка продолжала жить и в нашей стране. Цирковой артист Алибек Кантемиров, в 1924 году создал групповой номер «Джигиты-Али-Бек» став основателем нового циркового жанра и родоначальником  династии цирковых артистов и по сей день блистающих на мировых аренах. Кантемировы, Тугановы, Зариповы, Садыковы, Аннаевы и многие другие рода и фамилии на всём пространстве СССР демонстрировали джигитовку на цирковых аренах.

Джигитовка – как воинское искусство ковалась на протяжении многих веков в сражениях и походах. После упразднения казачьих войск джигитовка сохранилась в России как цирковое искусство и в виде показательных программ в эмиграции. Сегодня с уверенностью можно сказать, что джигитовка переживает своё третье рождение уже как вид спорта. Очень красивый, зрелищный и захватывающий вид спорта, у которого в нашей стране большое будущее.

НОВАЯ ИСТОРИЯ ДЖИГИТОВКИ В РОССИИ

Возрождение джигитовки в качестве дисциплины конного спорта началось с 2005 года. Инициативная группа в составе Е.В. Серегина, С.В. Калинина, А.Н. Бухарова, В.А. Головатюка, Е.А. Богородского, О.Д. Монгуша начала работу по созданию новой дисциплины конного спорта на основе казачьей джигитовки.

Работу начали с того, что изучали все исторические источники, связанные с кавалерийским боевым искусством. В Госархиве кино фотодокументов нашли редкие кадры дореволюционных и советских времен, где демонстрировалась джигитовка. В качестве учебно-литературной основы изучались Строевой устав казачьей службы 1899г.,  Наставление по конному спорту РККА 1939г., Строевой устав конницы 1938г, Строевой устав кавалерии 1953г. и другие документы.

Следует подчеркнуть, что только в казачьем уставе джигитовка включала в себя владение оружием и нестандартные приемы владения конем. В более поздних уставах к джигитовке стали относить только выполнение вольтижировочных упражнений. Кроме того, отличия были и в том, в каком темпе всадник проходит дистанцию джигитовки. Если в советских уставах и Наставлении по конному спорту 1939г., скорость движения во время джигитовки заметно снижена и устанавливалась - 400 м/мин. то в казачьем уставе скорость движения максимальная («скачка…», «…на карьере»).

Поскольку сразу встала задача охватить все стороны конного боевого искусства, то новое направление начало свое становление под названием военно-прикладные виды конного спорта. Под этим определением проходили первые мероприятия и соревнования.

Однако сами организаторы понимали, что название не отвечает духу и форме возрождающегося вида конного спорта. Через год соревнования стали проходить по военно-прикладным видам конного спорта – джигитовке. И, наконец, всем стало окончательно ясно, что возрождаемый вид конного спорта должен носить краткое, известное всему миру славное название «Джигитовка».

Традиционно здесь применяются элементы и упражнения, которые вырабатывают практические навыки у кавалериста для ведения боя. Правила разработаны на основе кавалерийских и казачьих, боевых уставов и наставлений. Это своего рода кавалерийское многоборье.

Существенным отличием от "старой" традиционной джигитовки, является то, что женщины соревнуются наравне с мужчинами. Допуск к соревнованиям с 14-лет.

В разделе «Специальная джигитовка» всадник последовательно выполняет упражнения "Владение пикой", Стрельба из пистолета и метание ножа", "Владение шашкой". С 2017 года введено упражнение "Стрельба из лука". Правилами соревнований устанавливаются такие временные параметры и штрафные баллы, что все упражнения всадник должен выполнить на резвом галопе.

В разделе «Вольная джигитовка» всадник  должен выполнить 6 упражнений. он может выбрать для себя любые упражнения, которые ему по силам, начиная с простого «Стойка на стремени» и заканчивая такими сложнейшими как «Уральский толчок» или «Пролаз под конем». Все упражнения разделены на 4 категории сложности. Каждое упражнение оценивается соответствующим количеством положительных баллов от 1 до 10, и полученная оценка умножается на соответствующий коэффициент ,от 1 до 4-х.

Имеются определенные отличия в конном снаряжении, форме одежды участников соревнований, в самом стиле езды. Для выполнения элементов джигитовки лучше всего подходит казачье седло. Но эти седла необходимы при выполнении только гимнастических элементов вольной джигитовки, а для остальных упражнений начинающий спортсмен-кавалерист может обойтись обычным учебным или спортивным седлом. В соответствии с правилами и историческими традициями форма одежды участников соревнований – военная или военизированная: милицейская, казачья, форма военно-исторических клубов, а при их отсутствии допускается обычный армейский камуфляж. Стиль езды не регламентируется, но в любой ситуации, всадник должен уметь управлять конем одной рукой или уклонами корпуса.

Для джигитовки прекрасно подходят лошади любой отечественной породы.

С 2016 года джигитовка признана  неолимпийской дисциплиной конного спорта и внесена во Всероссийский реестр видов спорта.

Основным органом по развитию джигитовки в России в структуре Федерации конного спорта России является Всероссийская федерация конноспортивной джигитовки и тентпеггинга, которую возглавляет Е.В. Серегин.

 ПОБЕДИТЕЛИ И ПРИЗЕРЫ ЧЕМПИОНАТОВ РОССИИ

2006 ОУСЦ "Планерная"

1 место - Сергей Калинин

2 место - Сергей Дадонов

3 место - Иван Григорьев

2007 ОУСЦ "Планерная"

1 место - Павел Поляков

2 место - Иван Капсамун

3 место - Петр Ивашков

2008г. ОУСЦ "Планерная"

1 место - Петр Ивашков

2 место - Андрей Ненашев

3 место - Иван Капсамун

2009г. ОУСЦ "Планерная"

1 место - Павел Поляков

2 место - Андрей Бакаушин

3 место - Иван Капсамун

2010г. Крокус-Экспо

1 место - Денис Щеглов

2 место - Константин Щеглов

3 место - Александр Беркалиев

2011г. КСК "Созидатель"

1 место - Владислав Кудзаев

2 место - Денис Щеглов

3 место - Евгений Савинов

2012г. КСК "Созидатель"

1 место - Андрей Бакаушин

2 место - Денис Щеглов

3 место - Александр Беркалиев

2013г. КСК "Созидатель"

1 место - Евгений Савинов

2 место - Дмитрий Заскалов

3 место - Сергей Муругов

2014г. КСК "Созидатель"

1 место - Евгений Савинов

2 место - Олег Сулацков

3 место - Сергей Муругов

2015г. КСК "Созидатель"

1 место - Денис Щеглов

2 место - Константин Заскалов

3 место - Григорий Феофанов

2016 г. КСК "Созидатель"

1 место - Олег Кудряшов

2 место - Денис Щеглов

3 место - Дмитрий Катагаров

Командный зачет

1 место - Волгоградская обл. (Д.Щеглов, К. Щеглов, Д. Катагаров)

2 место - Московская обл. (О. Кудряшов, Е. Савинов, К. Заскалов)

3 место - Владимирская обл. (М. Сафонов, Я.Корженко, Е. Сеимов)

2017г. КСК "Созидатель"

1 место - Константин Щеглов

2 место - Сергей Муругов

3 место - Константин Заскалов

Командный зачет

1 место - Московская обл. (К. Заскалов, Е. Савинов, С. Муругов)

2 место - Волгоградская обл. (Д, Щеглов, К. Щеглов, Я. Корженко)

3 место - Волгоградская обл.-2 (Д, Сидоренко, В. Галдин, В. Седов)       

Джигитовка получила уже международное признание как конноспортивная дисциплина. В 2016 году прошел первый чемпионат Мира по джигитовке под юрисдикцией Международной федерации джигитовки (президент Е.В. Серегин) и при поддержке Федерации конного спорта России. В 2017 году в чемпионате Мира по джигитовке приняли участие команды и представители Белоруссии, Германии, Великобритании, Украины, Молдовы, США, Иордании, Норвегии. Идет активный обмен опытом между джигитами разных стран, наши лучшие джигиты регулярно выступают на различных шоу и передают свой опыт за рубежом.

 ЧЕМПИОНАТЫ МИРА

2016 КСК "Созидатель"

1 место - Олег Кудряшов (Россия)

2 место - Константин Заскалов  (Россия)

3 место - Евгений Савинов (Россия)

Командный зачет

1 место - Россия (Д.Щеглов, К.Заскалов, О.Кудряшов)

2 место - Германия (А.Цюльке, Б.Цюльке, Д.Цейфус)

3 место - Украина (М.Сафонов, Р.Щербак, К.Стоянов)

 

2017 г. КСК "Созидатель"

1 место - Константин Заскалов (Россия)

2 место - Борис Цюльке (Германия)

3 место - Константин Щеглов (Россия)

Командный зачет

1 место - Россия (К. Заскалов, К.Щеглов, С.Муругов)

2 место - Германия (А.Цюльке, Б.Цюльке, К. Шолле)

3 место - Украина (В.Панасенко, Р.Щербак, Р.Андреев)


КСШ им. генерала Бакланова. Руководитель Александр Щеглов.