Пробеги

Конные пробеги берут начало в Аравии, где бедуины испытывали скакунов в кудрах (гонках). В Европе дистанционные испытания лошадей оценили лишь в XIX веке. Именно тогда состоялся первый официальный пробег. В настоящее время дистанционные пробеги очень популярны в Европе и в мире. В рейтинге FEI конные пробеги занимают второе место после конкура по количеству проводимых международных соревнований.

В России конные пробеги находятся на этапе активного развития, и с каждым годом количество соревнований и самих участников становится все больше. Однако этот спорт в нашей стране не является новым, наоборот, имеет глубокие корни и традиции русской кавалерии. Именно русская кавалерия первой учредила официальный регламент пробегов и ввела ветеринарный контроль. Пробеги входили в систему подготовки кавалерийской лошади, которая включала в себя и подготовку к троеборью (элементы выездки, кросс, конкур). Периодически проводились испытания на выносливость кавалерийской лошади. На следующий день после пробега в 100 км лошадь, пройдя ветеринарный осмотр, участвовала в кроссе или скачке, демонстрируя бодрость и здоровье.

В настоящее время конный пробеги - это соревнование на время, в котором проверяется выносливость лошади. Также оценивается искусство всадника и его способность рассчитать аллюр (образ хода или бега лошади) и состояние своей лошади. Это один из наиболее массовых и популярных видов конного спорта.

Задача всадника - пройти установленную дистанцию (от 30 км на соревнованиях начального уровня до 160 км на международных турнирах, в т.ч. Чемпионаты Мира и Европы), поделенную на несколько этапов. В перерывах между этапами проводится ветеринарная инспекция, во время которой ветеринарные врачи проверяют состояние лошади и ее готовность продолжать состязание. Также между этапами дается время отдыха для лошадей и их всадников. Также ветеринарная инспекция проводится после финиша, и только те лошади, чье состояние признано удовлетворительным после всех пройденных этапов, признаются закончившими пробег.

Иногда конные пробеги полушутя-полусерьезно называют лошадиной "Формулой 1". И в самом деле, между ними есть определенное сходство: дистанция делится на этапы, после каждого промежуточного финиша пришедшую лошадь облепляет многочисленная команда поддержки, в которой четко расписаны обязанности каждого грума - один на ходу снимает седло, второй начинает поливать лошадь водой, чтобы сбить ее пульс и успокоить лошадь. Все эти процедуры у мировых пробежников экстра-класса делаются за считанные доли минуты, т.к. время спортсмена не останавливается до тех пор, пока всадник не подаст лошадь на ветконтроль. Это все так похоже на процедуру пит-стопа на гонках "Формулы 1", где подъехавший болид точно также окружает команда, и смена колес и заправка топливного бака длится всего несколько секунд. И вот, пилот "Формулы 1" уходит на следующий круг, а всадник, после успешно пройденного ветконтроля и заслуженного отдыха, садится на своего коня и стартует на следующий этап.

Для грамотного пробежника главное - не прийти к финишу первым во чтобы то ни стало, а грамотно пройти дистанцию, сохранив бодрое состояние лошади и ее способность быстро восстанавливаться на каждом промежуточном финише. И только в конных пробегах существует еще одна специальная ветеринарная инспекция на лучшее состояние лошади после финиша. Она называется Бест Кондишн (Best Condition), и победителю в этой номинации, как правило, даруется очень важный и почетный приз.